Современный Братск возник в 1955 году, в связи со строительством Братской ГЭС, севернее старинного поселка Братск, основанного русскими как острог в 1631 году. 12 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Братск преобразован в город областного подчинения.

Это только на первый взгляд Братск кажется городом молодым, ровесником эпохи энтузиазма и ударных строек, символом времени созидательного романтизма и освоения тайги. На самом деле, первые упоминания о Братске восходят к началу 17-го века.

Город Братск расположен на северо-западе Иркутской области в центральной части Ангарского кряжа, на берегу Братского водохранилища.

Климат резко континентальный с продолжительной суровой зимой (до – 35-40 градусов по Цельсию) и коротким жарким летом (до + 25-30 градусов). Отопительный сезон продолжается 246 суток. Братск относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Братск выполняет функции важной опорной базы освоения северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Город расположен в центре Восточно-Сибирского региона России на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информационных), связывающих европейский и азиатский континенты с Севером Восточной Сибири и Якутии, что является основой для его экономического, социального и культурного развития.

Численность постоянного населения муниципального образования города Братска — более 236 тысяч человек.

Наиболее крупные предприятия – ОАО «РУСАЛ Братск», ООО «Братский завод ферросплавов», филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Братске, подразделения ОАО «Иркутскэнерго», ООО «Транснефть-Восток».

Братск вносит большой вклад в объем производимых в Иркутской области материальных ценностей и услуг. Продукция братских предприятий экспортируется во многие страны мира.

В декабре 2019 года Братск отметит свое 64-летие. Чтобы понять значение этого города в летописи России, почувствовать колорит сибирской жизни, оценить характеры людей, превращавших мечты и планы в реальность, надо сесть в самолет и хотя бы раз в жизни посетить город на берегу рукотворного моря.

Братск Острожный

Первые упоминания о Братске связаны с острогом, построенном в 1631 году по указу царя Михаила Федоровича Романова

По определению одного из исследователей конца XIX века, «заложение Братскаго острога… есть краеугольный камень начала завладения местностью, занимаемой нынешней Иркутской губерниею». В те времена районы Верхнего и Нижнего Приангарья были населены тунгусскими (эвенскими) и бурятскими племенами, платившими дань Сибирскому ханству, которое властвовало на этой территории и препятствовало русскому продвижению.

Экспедиции казачьих отрядов, посылаемые в Приангарье, встречали отчаянное военное сопротивление местных жителей. Привести в российское подданство коренные народы стоило огромного труда. Только в 1629 году казачьему сотнику Петру Бекетову удалось склонить местных князьков к присоединению их земель к России и заручиться согласием на возведение острогов и основание сельских поселений. Русские первопроходцы называли бурят «братами», а их обширный край, богатый пушниной, серебром и плодородной почвой – «братской землицей». Так и появилось название будущего города.

Братский острог, поставленный у Падунского порога на правом берегу Ангары, связан с именем известного землепроходца Максима Перфильева. В 1634 году крепость подверглась нападению бурят и была сожжена дотла. В 1636 году острог был заново построен недалеко от прежнего места, но и здесь он оказался уязвимым в военном отношении. В 1654 году форпост перенесли в устье реки Оки, притока Ангары. Почти сразу после окончания строительства сооружение подверглось нападению отряда бурятских воинов. Бой длился четыре дня, но ни поджечь, ни взять крепость штурмом им не удалось, на помощь казачьему гарнизону пришли русские переселенцы-крестьяне. Это было последнее серьезное столкновение новых обитателей земель с аборигенами.

Утратив военно-оборонительное значение, Братский острог постепенно превратился в сельскую управу и место ссылки, а вокруг него выросло село, которое некоторое время называлось Братско-Острожное, затем просто Братское и гораздо позже – Братск. Отсюда лежали пути к Северному Ледовитому и Тихому океанам, к Амуру, в Даурию, Монголию и Китай. Здесь снаряжались разведывательные экспедиции казачьего атамана Ивана Москвитина, достигшего Охотского моря и открывшего Сахалинский залив, первого исследователя Байкала Курбата Иванова и основателя Иркутска Якова Похабова. Как свидетельствуют исторические документы, вплоть до конца XVII века Москва ежегодно получала из Сибири в среднем 80–110 тысяч рублей «соболиной казны». Эта огромная по тем временам сумма составляла восьмую часть всего доходного бюджета Московского царства.

В 1955 году в связи со строительством Братской ГЭС поселок Братск был перенесен на новое место, тогда же он официально получил статус города.

Братск современный

История возведения величайшей в мире гидроэлектростанции началась в 1954 году. Дело было поручено организации – «Братскгэсстрой», равной которой по масштабам деятельности не было ни в СССР, ни в других странах. Братскгэсстрой осуществлял энергетическое, промышленное, транспортное, сельское, культурно-бытовое строительство, прокладку дорог и линий электропередач, заготовку и переработку древесины. Многопрофильное объединение, с собственной инфраструктурой и 80-тысячным коллективом, возглавляемое Иваном Ивановичем Наймушиным, было способно строить любые предприятия любой отрасли и любого масштаба. Не случайно в те времена была популярна фраза: «В мире существуют три строя: социалистический, капиталистический и Братскгэсстрой.

С момента закладки первого камня в основание Братской ГЭС в поддержку этого грандиозного, как сказали бы сейчас, проекта по всей стране развернулась невиданная идеологическая и агитационная работа, но попасть на величайшую стройку было не так уж просто. Кто же были эти люди, пожертвовавшие комфортом родных городов ради работы в экстремальных условиях Сибири? В своей книге «Моя счастливая жизнь» ветеран Братской ГЭС и почетный гражданин Братска Фридрих Юсфин вспоминает: «Эх, Братск тех лет! Любимая стройка страны! Эшелоны техники, вагоны добровольцев, мешки заявлений на работу. В институтах – борьба за распределение в Братск, в школах – мечта всем классом ехать на Ангару. В Тайшете моряки берут на абордаж поезд Москва – Лена… Камбала, пшено, телогрейки, сапоги – ассортимент магазинов… Зверский мороз зимой, проклятая мошка летом… Тосты – обязательно за Братскую ГЭС. Строительство Братской ГЭС было, безусловно, делом не только техническим… Энтузиазм, порыв, взаимопонимание, поддержка, если хотите, человеколюбие пронизывали всех – от Наймушина до простого рабочего…». Свыше 800 промышленных предприятий нашей страны поставляли оборудование и механизмы для строительства гидроэлектростанции, а 70 проектных институтов и десятки научно-исследовательских организаций работали над их усовершенствованием.

Укрощение Ангары

19 июня 1959 года стал знаменательным днем для строителей Братской ГЭС – завершилось легендарное перекрытие Ангары. За два предшествующих месяца было добыто 69 тыс. кубометров крупных каменных глыб, уложено 40 тыс. кубометров скального грунта и закончено сооружение моста. Работы велись круглосуточно.

Перекрытие реки, одной из самых быстрых в мире, было сложнейшей задачей и требовало согласованных действий инженеров и гидротехников. 18 июня в 15:30 прогремел первый взрыв на верховой перемычке, чтобы открыть Ангаре, стиснутой в левобережном русле, новый путь в правобережный котлован. В 18:00 первая колонна из 150 автомобилей, груженных огромными диабазовыми глыбами, двинулась на штурм могучей реки. Только за первый час в воду было сброшено более 3,5 тыс. тонн каменной породы, всего же на укрощение строптивой реки ушло 15 тыс. тонн! В 15:00 19 июня перекрытие состоялось. Свидетелями великого события стали многие известные люди, представители науки, искусства, иностранные делегации – для всех это был настоящий праздник. Окончательный же акт о приемке Братской ГЭС в промышленную эксплуатацию с оценкой «отлично» был подписан 8 сентября 1967 года.

Современный Братск – один из крупнейших промышленных центров Иркутской области и Восточной Сибири. Город представляет собой своеобразную агломерацию жилых районов, разделенных лесными массивами и водными пространствами. Районы Братска – это бывшие поселки, возникшие вблизи строившихся промышленных предприятий.

Успехи Братска основываются не только на прочном экономическом фундаменте. Город активно продвигает себя как развивающийся центр науки, образования, культуры и спорта.

bratsk 28.jpg
Я в таёжном смолистом краю
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный Братск,
Самой первой любовью люблю…

Из песни «Прощание с Братском». Музыка А.Пахмутовой, слова С.Гребенникова и Н.Добронравова

Я счастлив, что в России я родился  
со Стенькиной шальною головой. 
Мне в Братской ГЭС мерцающе раскрылся,
Россия, материнский образ твой.

Евгений Евтушенко. «Ночь поэзии»

ООО «Транснефть – Восток» — дочернее общество российской трубопроводной компании ПАО «Транснефть». Общество образовано 24 января 2006 года, осуществляет эксплуатацию нефтепроводов, пролегающих по территориям четырех регионов РФ: Иркутской, Амурской областей, Красноярского края, Республики Саха (Якутия).

  • «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1) — на участке от г. Тайшета (Иркутская область) до г. Сковородино (Амурская область), протяженностью почти 2700 км;
  • «Куюмба – Тайшет» — в Красноярском крае, протяженностью почти 700 км;
  • «Омск – Иркутск», «Красноярск – Иркутск» — в Иркутской области, протяженностью более 1300 км (в однониточном исполнении);
  • «Сковородино – Мохэ» (российско-китайский нефтепровод) — в Амурской области, протяженностью почти 64 км.

Объекты производственной инфраструктуры:

Аппарат управления ООО «Транснефть – Восток» располагается в г. Братске Иркутской области.

Филиалы ООО «Транснефть – Восток» (районные нефтепроводные управления) «Ленское районное нефтепроводное управление» — ЛРНУ (г. Ленск РС(Я), «Иркутское районное нефтепроводное управление» — ИРНУ (г. Ангарск Иркутской области), «Нерюнгринское районное нефтепроводное управление» — НРНУ (г. Нерюнгри РС(Я), «Специализированное транспортное управление» — СТУ (г. Братск Иркутской области).

18 нефтеперекачивающих станций магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» — ВСТО – 1 (НПС-1, НПС-3, НПС-4, НПС-6, НПС-8, НПС-9, НПС-10, НПС-11, НПС-12, НПС-13, НПС-14, НПС-15, НПС-16, НПС-17, НПС-18, НПС-19, НПС-20, НПС-21); 3 станции МН «Омск – Иркутск», «Красноярск – Иркутск» (НПС «Тайшет», НПС «Нижнеудинск», НПС «Замзор»);

Пункт налива нефти «Сковородино», Ангарский участок налива нефти в Мегете (Иркутская область), приемо–сдаточные пункты «Джалинда», «Олекминск»;

Базы производственного обеспечения (БПО) «Братск», «Ангарск», «Нерюнгри», «Ангарский».

Центральные ремонтные службы (ЦРС): «Братск», «Нерюнгри», «Олекминск», «Талакан» «Ангарский».

Объем резервуарного парка – 1 миллион 830 тыс. м3